Воронеж

К 2020 году Россия может войти в десятку стран-лидеров по приему туристов.

Основание для смелых заявлений дает отечественный потенциал: в рейтинге международной конкурентоспособности государств в туристском секторе, опубликованном Всемирным экономическим форумом в марте 2009 г., природные богатства страны заняли 5 место, а объекты культурного наследия — 9 строчку. При этом Россия в целом оказалась на 59 месте из 133 возможных. Обидно... Но поправимо. К 2020 году предполагается изменить положение вещей. И особая роль здесь отводится развитию туризма в регионах. Воронежская область уже активно включилась в процесс.

Точки роста

По поручению губернатора Воронежской области Алексея Гордеева, был разработан и утвержден осенью 2010 года базовый документ для тур-индустрии региона. Называется он «Концепция развития внутреннего и въездного туризма в Воронежской области до 2016 года».

Одно из достоинств Концепции — определение точек роста. «Полагаясь на те возможности, которыми располагает регион, мы выделили три перспективных направления, — рассказывает Ирина Кокорева, руководитель Департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области. — Первое — это создание опорных туристско-рекреационных зон; второе — использование транспортного потенциала в целях развития туризма; третье — развитие рекреационного туризма».

Опорные зоны сформированы в соответствии с климатическими и историческими особенностями. А их названия — не мудрствуя лукаво — выбраны по географическому принципу.

Всего предполагается формирование четырех опорных зон. Воронежская включает сам областной центр, а также Рамонский район (замок принцессы Ольденбургской), Хохольский район (музей-заповедник «Костенки»). К Восточной зоне отнесены Борисоглебск с его историческим центром и Новохоперский заповедник. Центральная зона — это Лиски, Подгорное, Бобров: здесь исторически развивается паломничество (меловые пещерные храмы Дивногорья, Костомарово и Белогорья всегда были местами притяжения) и есть хорошие перспективы для строительства туристско-рекреационных комплексов. Южная зона, в свою очередь, захватывает Мамон и Богучар: на этой территории, в силу климатических условий, можно развивать экологический и сельский туризм.

Второе стратегическое направление в региональном туризме связано с уникальным географическим положением. «Если говорить об автомобильном транспорте, то огромные возможности предоставляет федеральная трасса М-4, — отмечает Ирина Кокорева. — Сейчас она реконструируется в ожидании увеличения транспортного потока в связи с Олимпиадой 2014 года. Участок магистрали, проходящей по Воронежской области, находится практически посередине между Москвой и Сочи. Поэтому люди здесь часто останавливаются, чтобы отдохнуть. Мы можем предложить проезжающим дополнительные услуги и мероприятия, известив о тех достопримечательностях, которые находятся рядом с ними».

Автомобильный поток и сейчас достаточно насыщен: на некоторых участках он составляет до 35 тыс. машин в сутки. Даже если сотая часть транзитных пассажиров останется переночевать в мотелях, которые есть и еще предполагается построить, — это уже будет большая аудитория. Оптимизма добавляет обустройство автодорог многофункциональными зонами дорожного сервиса, предусмотренное программой деятельности государственной компании «Российские автомобильные дороги» на долгосрочный период (2010-2015 годы).

Многофункциональные зоны будут включать автозаправочную станцию и станцию техобслуживания, стоянки для легковых и грузовых автомобилей, а также зону отдыха, магазины, кафе и рестораны, гостиницу и павильоны розничной торговли. В целях разработки проекта по созданию современной инфраструктуры для автотуристов на участке трассы М-4 «Дон», проходящей по территории Воронежской области, Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка выполняет общую координирующую функцию. «Мы пытаемся объединить всех — муниципалитеты (им принадлежит земля, примыкающая к трассе), ГК «Росавтодор» и Торгово-промышленную палату, имеющую связи с потенциальными инвесторами», — отмечает Ирина Кокорева.

С учетом выгодного географического положения в ближайшие годы предполагается также активизировать направление речного туризма и малой авиации. «За 20 лет речное судостроение в стране практически уничтожено. С одной стороны, компании не хотели или не могли вкладываться в новые корабли. С другой — поклонников водного туризма всегда было много, — говорит Ирина Кокорева. — Достаточно посмотреть, как год от года увеличивается количество катеров и на Воронежском водохранилище, и в низовьях Дона. Другое дело, что безопасность и техническое состояние должны контролироваться».

Не все районы Воронежской области имеют выдающиеся объекты для привлечения туристов. Но практически везде есть возможность создать условия для отдыха, то есть рекреационные зоны. Например, пруды позволяют развивать любительское рыболовство; спортивные базы — активный отдых. Сейчас Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка совместно с Департаментом по развитию муниципальных образований и центром ГИМС по Воронежской области ведут работу, чтобы в каждом районе был хотя бы один оборудованный пляж, но в перспективе их будет по 5-6. В рамках ведомственной целевой программы на 2012-2013 годы на создание пляжей планируется выделение субсидий муниципалитетам.

Где деньги лежат

Развитие туризма в Воронежской области — в части реализации мероприятий — осуществляет Департамент по развитию потребительского рынка и предпринимательства. Но, поскольку сама сфера разнообразна и многомерна, почти все проекты и программы формируются усилиями нескольких сторон. Активный участник процесса — Торгово-промышленная палата Воронежской области, где создан профильный комитет. С декабря прошлого года его возглавляет кандидат географических наук, доцент ВГУ Сергей Федотов. «В комитет входят люди из самых разных сфер деятельности, в том числе представители туристических агентств, музеев и заповедников, общественных объединений предпринимателей, чиновники и представители науки, — говорит Сергей Федотов. — Таким образом, у нас есть возможность учесть самые разные направления».

На государственном уровне сейчас утверждена концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)»; в Воронежской области — планируется формирование аналогичной долгосрочной областной целевой программы. И тот, и другой документу предполагают реализацию инвестиционных проектов по созданию туристско-рекреационных комплексов на условиях государственно-частного партнерства. Суть в том, что в любом проекте порядка 70% должны составлять деньги частных инвесторов; остальное — средства бюджетов разных уровней.

«У нас масса интересных инвестиционных предложений: например, создать туристский комплекс на Хреновском конезаводе или реконструировать замок Ольденбургских, — рассказывает Ирина Кокорева. — Но предложения пока остаются только предложениями, а не инвестиционными проектами, так как у них нет источника финансирования». Привлечение инвесторов — одна из ключевых задач. Первое, что может сделать власть в этом отношении, — создать эффективную нормативно-правовую базу. Сейчас разработан проект областного закона «О развитии туризма в Воронежской области»: в середине июня он прошел первое чтение, а в осеннюю сессию будет принят. Документ призван регламентировать порядок ведения, учета и мониторинга туристских ресурсов, находящихся в собственности Воронежской области, а также определять приоритетные направления туристской деятельности и формы областной государственной поддержки субъектам туриндустрии.

Другим важным законодательным актом стали поправки в закон «О государственной (областной) поддержке инвестиционной деятельности на территории Воронежской области», принятые еще в апреле текущего года. Согласно новациям, на господдержку теперь могут рассчитывать не только инвесторы в промышленном секторе, но и представители туристической отрасли. Меры поддержки включают прежде всего налоговые льготы и содействие в создании инженерной инфраструктуры.

Инвесторов ищут, размещая данные на профильных сайтах и распространяя информацию в бизнес-кругах. Кроме того, есть шанс привлечь партнеров через участие в специализированных мероприятиях. Так, в октябре Воронежская область будет участвовать в международном туристическом форуме инвестиционной направленности, который пройдет в Ярославле. Пока из реальных проектов в региональной туриндустрии — только строительство гостиниц. Причем в областном центре, где можно достаточно точно определить сроки окупаемости и вероятную прибыль. В Департаменте делают ставку на информационный ресурс. «Сейчас идет подготовительный этап: мы можем привлечь относительно небольшие инвестиции на тех объектах, которые уже есть в регионе, — отмечает Ирина Кокорева. — Самое главное — это добиться увеличения туристического потока за счет информирования о наших возможностях. Если к нам поедут туристы, инвесторы придут сами».

Есть идея!

Идей, которые могут воплотиться в привлекательные туристические объекты, в регионе действительно много. В первую очередь это касается культурно-исторических достопримечательностей. «Один из представителей Комитета по туризму при Торгово-промышленной палате Воронежской области занимается связями с соотечественниками за рубежом, — рассказывает Сергей Федотов. — Иностранцы с российскими корнями проявляют большой интерес к Воронежу, именно к бывшим дворянским усадьбам. У нас их сохранилось больше 50. Реконструкция этих объектов, в том числе воссоздание парков, условий быта, позволит нам сохранить свою культуру и традиции. Перспективы есть и для развития экологического туризма: одно из интересных мест — Колодежанский источник около с. Семейки, где из одного места бьют сразу девять родников».Сельский туризм — выгодная тема уже по той простой причине, что наш регион традиционно развивался как аграрный. «Есть люди, которым близко это направление: у них недостаточно средств на большие проекты, но есть огромное желание, и они воплощают идеи исходя из собственных бюджетов», — рассказывает Ирина Кокорева и приводит в пример сельскую усадьбу в Эртильском районе.

Сергей Федотов также акцентирует внимание на возможностях: «В области есть несколько вымирающих хуторов, на базе которых вероятно создание туристских проектов». При этом Федотов не согласен, что данное направление «у нас не пойдет потому, что наши сельские жители якобы не способны к гостеприимству». «На самом деле в туризме используются другие технологии, — говорит эксперт. — Местным жителям и не надо встречать гостей. Им надо произвести продукт, ради которого приедут. А обслуживать гостей могут специально обученные люди. К счастью, наши вузы готовят много специалистов в сфере туризма».

Дебют

Информационные инструменты в течение 2010-2011 года область старалась использовать по максимуму.Относительно небольшой бюджет, предусмотренный ведомственной целевой программой, позволил запустить собственный интернет-портал (кто не видел, очень рекомендуем — www.tourist36.ru), сделать информационно-рекламные материалы о достопримечательностях региона, принять участие в нескольких крупных мероприятиях.

Многое из того, что Воронежская область сделала в сфере туризма за последний год, было сделано впервые. Удачным дебютом, пожалуй, можно назвать рекламно-информационный тур На традиционной воронежской выставке «Отдых. Туризм. Спорт» весной этого года был объявлен конкурс на лучший рекламно-информационный маршрут по области. Из четырех предложений, признанных лучшими, делали один общий маршрут. Он получил название «Мозаика туризма», так как объединил самые разные направления. «У нас была задача — показать многообразие области, — распутывает Федотов. — Поэтому в рамках тура постарались представить и природное богатство, и паломничество, и культурные объекты».

В марте текущего года в ходе проведения международной туристской выставки «Интурмаркет-2011» в Москве, по инициативе воронежской делегации, представители областей Черноземья подписали Соглашение об объединении усилий в сфере развития туризма, договорились об обмене опытом и установили очередность проведения рекламно-информационных туров по своим областям. «Практическая ценность сотрудничества очевидна: одна территория, сколь бы интересна она ни была, не сможет предложить гостям длительную туристическую программу, — отмечает Александр Зяблов, заместитель начальника отдела развития инфраструктуры Департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области. — Хороший вариант — создание целевых маршрутов (скажем, паломнических или культурно-познавательных), проходящих через несколько регионов».

Воронежская область представляла свой тур последней. К участию, кроме представителей соседних регионов, были приглашены сетевые туроператорские компании. «Одна из крупнейших туристических компаний, НТК «Интурист», захотела привезти к нам специалистов из Египта и Турции, — рассказывает Александр Зяблов. — Этот международный туроператор регулярно проводит для своих зарубежных коллег знакомство с Россией, показывая какие-то видовые места. Обычно это бывает «Золотое кольцо», но мы их по-настоящему вдохновили». В рамках рекламного тура было подписано порядка 5 контрактов о приеме туристов в область. «Мы показали примерно 30% от существующих возможностей, — отмечает Александр Зяблов. — При этом полностью справились со своей задачей: получили отклик от специализированных федеральных СМИ и крупных туроператоров. И это только начало». Планов на перспективу достаточно много. Рекламно-информационный тур будет организовываться в прежнем формате конкурса. Но места посещений будут выбраны другие: хочется показать что-то новое. «В Борисоглебске в рамках межрегиональной конференции «Борисоглебск — перспективы развития» был проведен круглый стол по развитию туризма, — рассказывает Ирина Кокорева. — По результатам проведения круглого стола было принято решение, что следующий «рекламник» будет посвящен восточной части Воронежской области». Конкурс по-прежнему будет открытым: анонсировать его будут на сайтах правительства области, туристско-информационном портале Воронежской области и Торгово-промышленной палаты.

На сентябрь намечен круглый стол по сельскохозяйственному туризму, а чуть позже осенью пройдет международная конференция по развитию рекреационного туризма на базе ВГУ. На этом мероприятии как раз будут обсуждать, как развивается туризм на разных территориях. Планируется участие представителей регионов Центральной России, а также Украины и Беларуси; вероятны и зарубежные гости. Как отмечают эксперты, может получиться хороший обмен опытом: Воронежской области есть что показать. Губернатор Воронежской области Алексей Гордеев ставит задачу по вхождению региона в 15 лучших субъектов РФ, в том числе и в сфере туризма, в ближайшие 10 лет.

Мнение

Владимир Нетесов, вице-спикер Воронежской областной Думы, председатель Комитета по предпринимательству и туризму: "Туризм является одним из приоритетных направлений в развитии экономики региона, способствует пополнению бюджетов всех уровней, развитию рыночной инфраструктуры, повышению качества жизни, созданию новых рабочих мест и укреплению межрегиональных связей. Для реализации  потенциала области в этой сфере потребуется принятие комплексных мер по развитию туристической инфраструктуры, наряду с широкой информационной поддержкой внутреннего и въездного туризма, улучшением качества услуг, и привлечение в отрасль высококвалифицированных специалистов. Формирование туристского комплекса в Воронежской области окажет стимулирующее воздействие на развитие других отраслей экономики, внесет существенный вклад в структурную перестройку экономики области. Будут созданы условия для сохранения и возрождения объектов культурного и природного наследия области."


Комментарии к статье пока отсутствуют. Будьте первым!
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.

Обсуждение ВКонтакте

Обсуждение на Facebook